Пресс-центр Правительства Архангельской области

Александр Цыбульский: «Проект глубоководного района порта Архангельск уже синдицирует вокруг себя бизнес»

Губернатор Архангельской области принял участие в сессии «Новые маршруты международной торговли», прошедшей 19 июня в рамках Петербургского международного экономического форума.

В центре обсуждения оказались вопросы формирования новых транспортных коридоров, трансформации логистики, а также роли регионов России в перестройке глобальной экономической географии.

В числе участников сессии – советник Президента РФ Игорь Левитин, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, министр экономики ОАЭ Абдулла бин Тук Аль Мари, заместитель премьер-министра и министр транспорта Мьянмы Мья Тун У, а также представители Минтранса РФ, руководители крупных логистических и финансовых организаций, включая ВЭБ.РФ, РОСЭКСИМБАНК и «Росатом Логистика». Модератором выступила телеведущая Александра Суворова.

Как отметил советник Президента РФ Игорь Левитин, в условиях изменения мировой торговли и в целом геополитической трансформации транспортно-логистическим компаниям приходится непросто: необходимо менять структуру логистики, выстраивать новые маршруты. И здесь важно четко понимать роль государства, какие меры могут быть дополнительно приняты, чтобы способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в части экспортно-импортных связей.

Важное место в выстраивании новых транспортных коридоров и расширении экспортных связей отводится Арктике, развитие которой, как отметил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, с 2020 года ведется в соответствии с основополагающими документами, определёнными Указами Президента «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» и «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

– Сделано уже много: в Арктике создана преференциальная зона с особыми условиями ведения бизнеса, начата реализация более тысячи проектов с объемом инвестиций более 2 триллионов рублей, из которых 800 миллиардов рублей уже вложены. Созданы три территории опережающего развития и целый ряд инструментов, которые уже хорошо себя зарекомендовали на Дальнем Востоке. Прежде всего это арктическая ипотека, которая позволила запустить жилищное строительство в городах, где десятилетиями ничего не строилось, – подчеркнул Алексей Чекунков. – Крайне важно, что принят план развития СМП, уже есть заинтересованные компании, которые инвестируют в строительство судов, создание береговой инфраструктуры. По сути, СМП становится трансатлантическим коридором, морская логистика которого связывает Северо-Запад с Востоком.

Способствовать развитию СМП, по мнению Алексея Чекункова, будет и возрастание интереса к Арктике стран, не являющихся арктическими. Так, Китай уже обозначил свой интерес к присутствию в макрорегионе.

– Расширяется круг интересантов, что однозначно повлечет за собой интенсификацию всех процессов, а это и цифровизация, и развитие социальной сферы, – считает Алексей Чекунков.

Отвечая на вопросы модератора, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский подробно рассказал о ходе реализации комплексного плана развития Архангельского транспортного узла и роли региона в новой логистической модели страны. Он подчеркнул, что проект строительства глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря рассматривается как инфраструктурный каркас для долгосрочной экономической трансформации всей Архангельской области. При этом серьезное падение показателей действующего порта в 2022 году еще недавно ставило под угрозу развитие всей портовой деятельности в регионе – тогда из-за санкционных ограничений объем грузооборота снизился на 24 процента.

– Очень важное решение о комплексном развитии Архангельского транспортного узла Правительство России приняло в 2023 году. Оно стало следствием 2022 года, когда мы столкнулись с очень серьезными санкционными ограничениями, в первую очередь наш порт. Если бы не было этих ограничений, я рискну сказать, что и такого развития Архангельского транспортного узла сегодня бы не было. У нас была своя ниша: каботаж, арктические стройки, северный завоз и короткое плечо до Европы, куда мы поставляли продукцию наших производителей и производителей близлежащих регионов. А когда мы попали под санкции, у нас товарооборот упал практически на четверть. В 2022 году мы сомневались вообще, сможем ли дальше развиваться и нужно ли вообще в этом направлении двигаться. Но, как оказалось, перенаправление внимания на Восток открыло для нас огромные перспективы, которые значительно превосходят те, которые были прежде, – сказал губернатор Архангельской области.

Он отметил, что всего за полтора года регион проделал большую работу по формированию флагманского проекта развития Архангельского транспортного узла. Речь идет о проекте строительства нового глубоководного района морского порта Архангельск.

– Уже есть полностью разработанная финансово-экономическая модель, есть инвестиционная декларация, которая внесена в Росморпорт. К 2024 году, когда мы на существующих мощностях перенастроились на Восток, уже на 30 процентов вырос грузооборот порта в части морских перевозок, в три раза увеличились экспортно-импортные поставки и в 30 раз увеличилась перевозка контейнерного груза – вообще неспецифическая для нас деятельность, которая потребовала серьезной перенастройки работы нашего порта. И это крайне важно для нас, поскольку это та компетенция, которую мы хотели бы развивать. С точки зрения доставки контейнерного груза в центр России архангельский порт очевидно имеет преимущества перед всеми остальными, – подчеркнул Александр Цыбульский.

Он рассказал, что проект глубоководного района порта предусматривает приём судов дедвейтом до 75 тысяч тонн, прогнозный грузооборот – до 25 млн тонн к 2031 году. В центре внимания – контейнерные, генеральные, навалочные грузы, продукция предприятий Архангельской области и других регионов.

– Важно сказать, что Архангельский и Мурманский порты совершенно не конкурируют друг с другом, поскольку у нас совершенно разная номенклатура грузов. Если Мурманский порт – это большие промышленные грузы, сырьевые, экспорт угля, то мы как раз забираем ту нишу, которая наиболее трудоемкая и сегодня наименее развитая. Это контейнерные грузы, экспорт товаров наших производителей, – сказал Цыбульский.

Губернатор подчеркнул, что глубоководный район архангельского порта – это активно развивающийся проект, который сегодня переходит в стадию практической реализации и даёт мультипликативный эффект на множество других сфер экономики.

– Развитие этого проекта уже сегодня синдицирует вокруг себя много промышленных предприятий. Мы планируем, что он будет развиваться по системе «умного» порта – есть инвесторы, которым это интересно. Это даёт развитие и предприятиям IT-сферы, и малому и среднему предпринимательству, которое встраивается в дальнейшие цепочки работы порта. Это очень хороший мультипликативный эффект, который, по сути, изменит во многом экономику Архангельской области, – заключил Александр Цыбульский.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

Похожие новости
100-летие Северного хора    Агропром    Активное долголетие    Арктика    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Беспилотные авиационные системы    Бизнес    Борьба с коррупцией    Борьба с наркотиками    Бюджет    Вельск    Видео    Военный комиссариат    Выборы    Год защитника Отечества    Госимущество    Госконтроль    Государство для людей    Госуслуги    Госуслуги в электронном виде    Детский отдых    Дневник правительства    Добровольчество    Доступная среда    Законотворчество    Здоровое Поморье    Импортозамещение    Имя тебе – Победитель    Инвестиции    Инновации    Информация и связь    Инфраструктура    Кадры    Капремонт жилья    Каргополь    Комфортная городская среда    Комфортное Поморье    Конкурсы    Конституция    Коряжма    Котлас    Культурное Поморье    Ледоход и паводок    Лесные пожары    Леспром    М.В. Ломоносов    Международные связи    Межнациональные и межконфессиональные отношения    Мезень    Модернизация здравоохранения    Молодежь    Награды    Назначения    Наука    Нацпроекты    Недра    НКО    Новодвинск    Няндома    Образование    Общественное самоуправление    Онега    Оперативные совещания    Отчет губернатора    Официальный комментарий    Пинежье    Плесецк    Президент РФ    Проектное управление    Развитие Поморья    Районы    Расселение аварийного жилья    Северодвинск    Семья    События    Соловки    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Строительство    Строительство дорог    Студотряды    Судостроение и судоремонт    Тарифы и цены    Торговля    Транспорт    Труд    Туризм    Устьяны    Финансовая грамотность    Хоккей с мячом    Чистая вода    Экология    Энергетика    Юбилей Петра I   

Мы используем Cookies. Файлы сookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов и принимаете условия.

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика. Продолжая работу с сайтом вы даете добровольное согласие на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных в документе.