Губернатор Архангельской области принял участие в сессии «Новые маршруты международной торговли», прошедшей 19 июня в рамках Петербургского международного экономического форума.
В центре обсуждения оказались вопросы формирования новых транспортных коридоров, трансформации логистики, а также роли регионов России в перестройке глобальной экономической географии.
В числе участников сессии – советник Президента РФ Игорь Левитин, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, министр экономики ОАЭ Абдулла бин Тук Аль Мари, заместитель премьер-министра и министр транспорта Мьянмы Мья Тун У, а также представители Минтранса РФ, руководители крупных логистических и финансовых организаций, включая ВЭБ.РФ, РОСЭКСИМБАНК и «Росатом Логистика». Модератором выступила телеведущая Александра Суворова.
Как отметил советник Президента РФ Игорь Левитин, в условиях изменения мировой торговли и в целом геополитической трансформации транспортно-логистическим компаниям приходится непросто: необходимо менять структуру логистики, выстраивать новые маршруты. И здесь важно четко понимать роль государства, какие меры могут быть дополнительно приняты, чтобы способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества в части экспортно-импортных связей.
Важное место в выстраивании новых транспортных коридоров и расширении экспортных связей отводится Арктике, развитие которой, как отметил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, с 2020 года ведется в соответствии с основополагающими документами, определёнными Указами Президента «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» и «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
– Сделано уже много: в Арктике создана преференциальная зона с особыми условиями ведения бизнеса, начата реализация более тысячи проектов с объемом инвестиций более 2 триллионов рублей, из которых 800 миллиардов рублей уже вложены. Созданы три территории опережающего развития и целый ряд инструментов, которые уже хорошо себя зарекомендовали на Дальнем Востоке. Прежде всего это арктическая ипотека, которая позволила запустить жилищное строительство в городах, где десятилетиями ничего не строилось, – подчеркнул Алексей Чекунков. – Крайне важно, что принят план развития СМП, уже есть заинтересованные компании, которые инвестируют в строительство судов, создание береговой инфраструктуры. По сути, СМП становится трансатлантическим коридором, морская логистика которого связывает Северо-Запад с Востоком.
Способствовать развитию СМП, по мнению Алексея Чекункова, будет и возрастание интереса к Арктике стран, не являющихся арктическими. Так, Китай уже обозначил свой интерес к присутствию в макрорегионе.
– Расширяется круг интересантов, что однозначно повлечет за собой интенсификацию всех процессов, а это и цифровизация, и развитие социальной сферы, – считает Алексей Чекунков.
Отвечая на вопросы модератора, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский подробно рассказал о ходе реализации комплексного плана развития Архангельского транспортного узла и роли региона в новой логистической модели страны. Он подчеркнул, что проект строительства глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря рассматривается как инфраструктурный каркас для долгосрочной экономической трансформации всей Архангельской области. При этом серьезное падение показателей действующего порта в 2022 году еще недавно ставило под угрозу развитие всей портовой деятельности в регионе – тогда из-за санкционных ограничений объем грузооборота снизился на 24 процента.
– Очень важное решение о комплексном развитии Архангельского транспортного узла Правительство России приняло в 2023 году. Оно стало следствием 2022 года, когда мы столкнулись с очень серьезными санкционными ограничениями, в первую очередь наш порт. Если бы не было этих ограничений, я рискну сказать, что и такого развития Архангельского транспортного узла сегодня бы не было. У нас была своя ниша: каботаж, арктические стройки, северный завоз и короткое плечо до Европы, куда мы поставляли продукцию наших производителей и производителей близлежащих регионов. А когда мы попали под санкции, у нас товарооборот упал практически на четверть. В 2022 году мы сомневались вообще, сможем ли дальше развиваться и нужно ли вообще в этом направлении двигаться. Но, как оказалось, перенаправление внимания на Восток открыло для нас огромные перспективы, которые значительно превосходят те, которые были прежде, – сказал губернатор Архангельской области.
Он отметил, что всего за полтора года регион проделал большую работу по формированию флагманского проекта развития Архангельского транспортного узла. Речь идет о проекте строительства нового глубоководного района морского порта Архангельск.
– Уже есть полностью разработанная финансово-экономическая модель, есть инвестиционная декларация, которая внесена в Росморпорт. К 2024 году, когда мы на существующих мощностях перенастроились на Восток, уже на 30 процентов вырос грузооборот порта в части морских перевозок, в три раза увеличились экспортно-импортные поставки и в 30 раз увеличилась перевозка контейнерного груза – вообще неспецифическая для нас деятельность, которая потребовала серьезной перенастройки работы нашего порта. И это крайне важно для нас, поскольку это та компетенция, которую мы хотели бы развивать. С точки зрения доставки контейнерного груза в центр России архангельский порт очевидно имеет преимущества перед всеми остальными, – подчеркнул Александр Цыбульский.
Он рассказал, что проект глубоководного района порта предусматривает приём судов дедвейтом до 75 тысяч тонн, прогнозный грузооборот – до 25 млн тонн к 2031 году. В центре внимания – контейнерные, генеральные, навалочные грузы, продукция предприятий Архангельской области и других регионов.
– Важно сказать, что Архангельский и Мурманский порты совершенно не конкурируют друг с другом, поскольку у нас совершенно разная номенклатура грузов. Если Мурманский порт – это большие промышленные грузы, сырьевые, экспорт угля, то мы как раз забираем ту нишу, которая наиболее трудоемкая и сегодня наименее развитая. Это контейнерные грузы, экспорт товаров наших производителей, – сказал Цыбульский.
Губернатор подчеркнул, что глубоководный район архангельского порта – это активно развивающийся проект, который сегодня переходит в стадию практической реализации и даёт мультипликативный эффект на множество других сфер экономики.
– Развитие этого проекта уже сегодня синдицирует вокруг себя много промышленных предприятий. Мы планируем, что он будет развиваться по системе «умного» порта – есть инвесторы, которым это интересно. Это даёт развитие и предприятиям IT-сферы, и малому и среднему предпринимательству, которое встраивается в дальнейшие цепочки работы порта. Это очень хороший мультипликативный эффект, который, по сути, изменит во многом экономику Архангельской области, – заключил Александр Цыбульский.