20 июня на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Архангельской области, председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт» Александр Цыбульский провёл очередное заседание комиссии.
В центре обсуждения – реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и задачи по наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта.
Открывая заседание, Александр Цыбульский подчеркнул, что ключевая цель нацпроекта – не просто рост экспортных показателей, а структурная трансформация внешнеэкономической модели страны.
– Национальный проект – это не только паспорта и дорожные карты, но и платформа системной работы государства, бизнеса и регионов. Только через координацию усилий можно добиться устойчивого результата, – сказал он.
На заседании выступили Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, глава Российского экспортного центра Вероника Никишина, представители министерств экономического развития, сельского хозяйства и промышленности РФ, а также представители регионов: Башкортостана и Татарстана.
– Мы продолжаем скоординированную работу по выполнению поставленных Президентом целей и задач нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», у нас выстроено взаимодействие по всем направлениям с министерствами, торговыми представительствами, атташе, институтами развития, – подчеркнул Антон Алиханов. – Особую роль в увеличении объемов несырьевого неэнергетического экспорта и переориентации экспортных потоков играют регионы, всё больше малых и средних инновационных компаний со всех уголков страны включается во внешнеэкономическую деятельность. Хотел бы в этой части комиссию Госсовета и Российский экспортный центр поблагодарить за продуктивную работу вместе с руководством субъектов Российской Федерации.
Глава Минпромторга России отметил также существенный вклад промышленного и аграрного экспорта в ВВП страны: по итогам 2024 года он составил более 13,7 триллиона рублей. Несмотря на усиление санкционного давления, сохраняются объемы внешних поставок, прежде всего в дружественные страны, они обеспечивают порядка 85 процентов – 147,3 миллиарда долларов поступлений за прошлый год.
– За четыре месяца этого года несырьевой неэнергетический экспорт неплохо прибавил, мы будем стремиться к установленной планке на этот год – это 150 миллиардов долларов, – сказал Антон Алиханов. – С точки зрения структурирования нашей работы, вы знаете, что мы настроили существующие меры поддержки, сфокусировали транспортную субсидию на поддержке экспорта лесопромышленного комплекса, особенно сделали акцент на Северо-Западе. То же самое относится к продукции ряда высокотехнологичных отраслей машиностроения. Во многих из них у нас существенный профицит мощностей, прежде всего в производстве железнодорожного подвижного состава, сельхозтехнике, автомобилей, общественного транспорта. Эти виды продукции востребованы в том числе в других странах, мы будем активно их продвигать на внешнем периметре, в том числе используя экспортные заказы для увеличения загрузки наших производств.
На заседании комиссии обсуждался вопрос влияния мер государственной поддержки на развитие экспорта. По общему мнению участников заседания, в условиях давления санкционных ограничений без них сложно выстраивать новые логистические маршруты и выходить на новые рынки сбыта продукции.
Как сообщил заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов, ведомство сегодня сосредоточило усилия на тех инструментах поддержки экспортеров, которые уже показали за долгие годы свою эффективность.
– В первую очередь это субсидия на транспортировку, – отметил Роман Чекушов. – Комиссия Госсовета неоднократно обращала наше внимание на недопустимость сокращения расходов по этому направлению, и регионы также подчёркивают важность именно этого направления. Совместно с Российским экспортным центром в преддверии начала бюджетного планирования обсуждаем формат этой меры поддержки. Планируем оставить все имеющиеся направления, но хотим таргетировать поддержку на те отрасли, которые в первую очередь в ней нуждаются, где выстраиваются наиболее эффективные маршруты, но есть дорогое и протяженное транспортное плечо.
В бюджете до 2030 года на эти цели запланировано 57 миллиардов рублей, но уже сегодня очевидно, что заявок на получение субсидии будет на гораздо большую сумму, поэтому вопрос о выделении дополнительных средств не снимается с повестки.
С этого года запущена еще одна новая мера поддержки – «раскатка» маршрутов в рамках международных транспортно-логистических коридоров. Эта субсидия предполагает 50-процентную скидку на фрахт, при этом скидка будет предоставляться экспортеру сразу, а не в качестве компенсации понесенных затрат.
– Мы полагаем, что это позволит стимулировать и мотивировать экспортёров открывать новые страны для экспорта, рассчитываем, что выход в Африку и Южную Америку будет обеспечен благодаря этой работе. В этом году у нас по плану 1,2 миллиарда рублей предусмотрено на данную меру поддержки. Надеемся, что в следующем году мы сможем расширить количество маршрутов, которые будут субсидироваться, и, соответственно, предусмотреть больше средств на это направление, – сообщил Роман Чекушов.
По мнению Александра Цыбульского, важность сохранения транспортной субсидии неоспорима. Этот вопрос поднимался на каждом заседании комиссии, которую возглавляет губернатор Архангельской области.
– Условия выхода на экспорт изменились, маржинальность компаний сильно падает. Поэтому субсидирование крайне необходимо, в том числе для перенаправления маршрутов. Приведу один пример: Кировская область проявляет интерес доставки грузов через архангельский порт, но, как оказалось, стоимость доставки железнодорожным сообщением до региона выше, чем через Восточный полигон, который, как вы знаете, сильно перегружен. Поэтому важно активнее информировать регионы о возможностях, которые открываются для субъектов, – подчеркнул Александр Цыбульский.
Одним из ключевых направлений обсуждения стало развитие зарубежной экспортной инфраструктуры – индустриальных зон, логистических центров, торгово-выставочных павильонов.
– Такая инфраструктура уже сегодня формирует конкурентные преимущества для российских компаний и должна стать основой для новой модели экспортной экспансии, – отметил Александр Цыбульский.
Важнейшую роль в этой работе играет Российский экспортный центр. Как оператор государственной программы продвижения национального бренда «Сделано в России», принятой в этом году Правительством по поручению Президента, РЭЦ продолжает системную работу по усилению позиций отечественных производителей за рубежом, в том числе за счёт развития зарубежной инфраструктуры.
– Мы расширяем сеть розничных магазинов «Сделано в России» в Китае, увеличиваем количество представительств РЭЦ в дружественных странах, – сообщила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина на заседании комиссии. – В этом году начали работать представительства РЭЦ в Индонезии и Таиланде. Параллельно обновляем региональный экспортный стандарт и развиваем цифровую платформу «Мой экспорт», на которую поэтапно переводим региональные и федеральные меры поддержки в удобный онлайн-формат. За шесть месяцев инструменты прямой поддержки Группы РЭЦ позволили бизнесу заключить и реализовать и внешнеторговые сделки на сумму свыше 530 миллиардов рублей. Поддержку получили 7 тысяч компаний со всей страны.
В ходе заседания особое внимание было уделено передовому опыту субъектов Российской Федерации в создании зарубежной промышленной инфраструктуры. Свои практики представили Республики Башкортостан и Татарстан – регионы, демонстрирующие высокую эффективность в выстраивании международной кооперации и локализации отечественного бизнеса за рубежом.
Заместитель премьер-министра Татарстана – министр промышленности и торговли республики Олег Коробченко и министр внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Башкортостана Маргарита Болычева подробно рассказали о системной работе по созданию в дружественных странах торговых представительств, индустриальных и логистических площадок, а также о результатах размещения российских производств на ключевых зарубежных рынках.
По итогам обсуждения Александр Цыбульский предложил использовать этот опыт для масштабирования на федеральном уровне. В частности, было инициировано создание единого открытого реестра региональных практик по развитию внешнеэкономической инфраструктуры.
– К нам всё чаще обращаются лесопромышленники, зарубежные партнеры, которые готовы инвестировать в выставочную деятельность, чтобы знакомить потенциальных партнеров с российской продукцией, – подчеркнул глава комиссии. – Поэтому крайне важно не снимать эти вопросы с повестки дня. Экспорт – это доходная статья бюджетов. Понятно, что все мы сосредоточены на выполнении своих расходных обязательств, но очевидно, что, не инвестируя в экспорт сегодня, мы завтра получим меньше средств на выполнение своих задач.
На заседании комиссии в очередной раз прозвучала тема поддержки региональных центров поддержки экспорта. Александр Цыбульский отметил, что на сегодняшний день сохраняется критически высокая степень неопределённости в вопросе финансирования их деятельности в 2025 году. По его словам, задержка в доведении средств ставит под угрозу стабильную работу этих структур, которые фактически являются «фронт-офисами» экспортной системы на местах.
По информации Минэкономразвития РФ, по финансированию в 2025 году решение уже найдено, в ближайшее время будет подписано распоряжение о распределении средств между регионами. Тем не менее глава комиссии призвал федеральное министерство ускорить вопрос доведения средств, а также обеспечить плановое бюджетирование мер поддержки ЦПЭ на 2026–2028 годы в объёмах не ниже уровня прошлого года.