Свою работу «Учителя в солдатской шинели» ученица 9 класса Усть-Паденьгской основной школы Маргарита Семакова посвятила 80-летию Победы и Году защитника Отечества.
Проект школьницы уже нашел большой отклик у участников 16-ой окружной конференции учебно-исследовательских и проектных работ «Юность Поморья».
Как рассказала Маргарита Семакова, при работе над докладом она использовала школьные и музейные архивы, воспоминания педагогов и учеников, а также исследовательские проекты других юных устьпаденьгских исследователей. Курировала работу учитель истории Татьяна Захарьина.
Школьница отметила, что во время Великой Отечественной войны тысячи учителей-мужчин уходили на фронт, становясь пехотинцами, связистами, моряками, летчиками, минометчиками, артиллеристами. Многие зарекомендовали себя в качестве политработников, военных корреспондентов, разведчиков и переводчиков. Женщины-педагоги становились медсестрами, радистками, телеграфистками.
За боевую доблесть, отвагу, мужество и героизм 86 тысяч воинов-педагогов были награждены орденами и медалями, более 300 стали Героями Советского Союза.
За своими учителями следовали и выпускники. Так, 21 июня 1941 года оказался последним мирным днем для 21 выпускника 10 «А» класса Шенкурской средней школы. Для защиты Родины весь класс вместе с директором Григорием Глазачевым ушел на фронт. Все ребята вернулись живыми, Григорий Глазачев погиб.
В грозные годы войны защищать Родину шли и устьпаденьгские учителя. Девятиклассница уделила им особое внимание в своей работе. Среди тех, кто облачился в солдатскую шинель, был Павел Гаврилович Попов – директор школы, учитель географии. Он руководил учебным заведением до 17 ноября 1941 года, пользовался большим уважением у коллег и местного населения. На фронте старший лейтенант Павел Попов служил политруком. Погиб в июле 1942 года, на Волховском фронте.
Учитель биологии и химии Владимир Добрынин был призван в армию в сентябре 1941 года. После прохождения курсовой подготовки был отправлен на фронт. Погиб в 1942 году. На следующий год на фронт призван его сын Михаил Добрынин, на тот момент – студент второго курса Шенкурского педучилища. В 1943 году юношу отправили в пехотное училище в город Череповец, а затем – в Свирскую воздушно-десантную бригаду.
Михаил Владимирович прошел всю войну, а в мирной жизни, как и отец, остался верен профессии педагога. С 1945 по 1949 год трудился преподавателем военно-физической подготовки в Верхопаденьгской и Устьпаденьгской семилетних школах. В 1961-1975 годах был директором совхоза «Паденьгский».
Вернулся с фронта, пройдя всю войну с осени 1941 года, и Александр Максимилианович Дегтев, трудившийся в школе с 1933 года педагогом, завучем и директором. В послевоенное время он также вернулся в школу и вновь возглавил ее, а впоследствии был отмечен знаком «Отличник народного просвещения».
Военные тяготы легли и на плечи женщин-педагогов. Учитель начальных классов Зинаида Ивановна Богорадова, во время войны трудившаяся в Заполярье радистом, так вспоминала о своей службе: «Мы не ходили в атаки, не топили вражеские суда, не сбивали фашистские самолеты. Но в каждой из этих операций принимали участие радисты. Работали в передающем радиоцентре узла связи Северного флота. Держали связь с кораблями, самолетами, Москвой и Архангельском».
Также в работе Маргариты среди устьпаденьгских учителей-фронтовиков упоминаются Петр Николаевич Костылев (директор школы, учитель истории), Федор Васильевич Семаков (учитель русского языка, директор школы), Александра Сергеевна Семакова (учитель начальных классов), Михаил Иванович Бураков.
Помимо доклада, Маргарита Семакова также подготовила для школьного музея одноименную экспозицию, ознакомиться с которой могут все желающие. Исследовательская работа, посвященная ратному подвигу земляков, в Устьпаденьгской школе будет продолжена.