Проект «Мангазейский морской ход» посвящен истории освоения Севера в XVI–XVII веках, когда отряды русских первопроходцев прошли по морям, рекам и волокам от Архангельска до Тихого океана.
Тогда это стало возможным благодаря умению строить простые и функциональные деревянные суда, ходить на них среди арктических льдов и использовать волоки. Реконструкция этих технологий на практике стала целью судостроительного и навигационного эксперимента «Мангазейский морской ход».
В рамках этого проекта освещается роль русских первопроходцев в эпоху Великих географических открытий, на практике изучаются старинные технологии, благодаря которым к России были присоединены огромные территории. А участники экспедиций в сёлах, где делались остановки, проводили встречи с местными жителями и организовывали открытые уроки для детей. В рамках проекта состоялось более 70 выступлений на различных площадках.
22 августа, в День Государственного флага РФ, в 12:20 в Архангельск возвращаются два судна: поморский карбас «Матера» и ёла.
Карбас был пошит без единого гвоздя, элементы судна соединялись деревянной веревкой – вицей. Летом 2024 года экспедиция на карбасе прошла от Архангельска через Северный Ледовитый океан до легендарной Мангазеи – пушной столицы Сибири на реке Таз.
Раньше этот путь назывался Мангазейский морской ход. Под парусами, на вёслах и волоком участники экспедиции преодолели более 3000 километров. Путь был непростым: шторма, ледяной плен в Карском море, штили, необходимость долго идти на вёслах и тащить тяжёлое судно через Канинский и Ямальский волоки, подниматься против течения реки Таз бечевой.
Зиму карбас провел в Дубне Московской области, где его смолили и готовили к плаванию обратно домой, в Архангельск.
Второе судно – ёла. Такие лодки строили в Архангельске во время Великой Отечественной войны бригады, состоявшие из детей и подростков. Ёлы были нужны, чтобы ловить рыбу в Баренцевом море и обеспечивать продовольствием голодающий город.
В 2025 году по чертежам того времени ёлу реконструировали на верфи Товарищества поморского судостроения при участии местных школьников. В июне юные судостроители отправились на построенной ёле по маршруту Дубна – Рыбинск – Череповец – Вытегра – Петрозаводск – Кижи – Соловки – Архангельск (2500 километров по воде).
Просветительская задача проекта – рассказать о подвиге архангельских подростков-судостроителей, сделать их историю достоянием памяти современных жителей нашей страны.
В рамках исследования команда проекта разыскивает участников и свидетелей событий военного времени, записывает интервью с теми, кто был подростками в 1943 году, опрашивает детей и родных соломбальских судостроителей, собирает воспоминания, фотографии и другие документы.
Итогом проекта станет выставка в Северном морском музее осенью 2025 года. Экспозиция расскажет обо всех этапах стройки и плавания, представит построенную ёлу и презентует собранную в ходе проекта информацию о соломбальских подростках, строивших лодки во время войны.
Организатором историко-просветительского проекта является Товарищество поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда Владимира Потанина. Партнеры проекта – Северный морской музей, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Российское военно-историческое общество.