В Кенозерском национальном парке проходит уже традиционная смена экологического лагеря, которая объединила 60 детей не только из Архангельской области, но и из других регионов России.
В этом году экологический лагерь Кенозерья празднует 30-летие. Он прошел путь от палаточного лагеря до модельного детского учебно-исследовательского экоцентра с уникальной методикой и насыщенной исследовательской программой. ЭЛК — единственный в заповедной системе лагерь, включённый в официальный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, а его программа – лауреат Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского.
– У нас нет цели сделать из каждого эколога или биолога. Лагерь даёт общие представления о бережных взаимоотношениях человека и природы, расширяет круг научных интересов. А мы создаём для этого все условия и среду, – пояснила Надежда Миливоевич, начальник отдела экопросвещения Кенозерского национального парка.
В течение смены с ребятами работают более десяти экспертов в гуманитарных и естественно-научных областях. В финале участники защищают свои исследования на итоговой конференции.
Под руководством наставников дети погружаются в мир особо охраняемых природных территорий России, изучают биологию, геологию и экологию. Например, занятие по обращению с отходами провела Евгения Протасова, эксперт лагеря, заместитель генерального директора по информационному сопровождению АО «Архангельский экологический оператор».
– Для детей важно не просто узнать о раздельном сборе отходов, но и понять, как применять эти знания на практике. Я рассказала о системе обращения с отходами в Архангельской области, в частности о двухпоточной системе их разделения. Мы обсудили, как правильно сортировать отходы, и какую роль каждый играет в улучшении экологии региона, – поделилась эксперт.
Дети также узнали о строящихся в рамках национального проекта мусоросортировочных комплексах в Архангельской области. Создание современных объектов обращения с ТКО – шаг к устойчивому будущему. По мнению представителя предприятия, такие образовательные программы помогут детям стать активными участниками этого процесса.
Занятия в лагере проходят в интерактивном формате: исследования на местности с последующим анализом результатов.
– Мы с ребятами провели разделение пигментов по методу Крауса, а также попробовали метод бумажной хроматографии в полевых условиях. Дети сами собирали материал: песок и зелёные листья, которые растирали в ступке. Удалось провести эксперименты с реагентами. Ребята увидели, как пигменты разделяются по фазам, а при работе в парах заметили, как они «убегают» со стартовой линии и распределяются, – рассказала Екатерина Кошелева, эксперт лагеря, педагог дополнительного образования Северного детского технопарка «Кванториум» (г. Северодвинск).
По словам экспертов, такие практические занятия помогают лучше понимать окружающий мир. Знания, полученные в лагере, необходимы для осознания взаимосвязей в природе.
Кроме того, Екатерина провела занятие по биотестированию воды, которую дети собрали во время экскурсии по озёрам Кенозерья. Участники провели химический и органолептический анализ проб из пяти озёр парка. Они фиксировали запах и цвет воды, измеряли кислотность лакмусовыми бумажками, определяли жёсткость капельным методом, а также провели качественную реакцию на ионы железа.
После опытов дети приступили к биотестированию: посадили фасоль в лотки с водой из разных озёр. К окончанию смены они подведут результаты эксперимента.
Организаторы лагеря убеждены, что занятия должны быть дуальными: сначала теория, затем практика. Это позволяет детям самостоятельно проверять факты из учебников и убеждаться в верности научных принципов.