В ходе сессии Архангельского областного Собрания, где в среду глава региона Александр Цыбульский представил отчет о проделанной за последние пять лет работе, были озвучены результаты работы в сфере экономического развития региона. Губернатор отметил, что экономика области продемонстрировала устойчивый рост, несмотря на внешние вызовы.
– За последние пять лет экономика области показала уверенный рост – сегодня она стала в полтора раза больше, чем в 2020 году. Это не просто цифры, а итог серьёзной, выверенной и где-то по-настоящему смелой работы, которая направлена на развитие ключевых отраслей и создание устойчивого фундамента для будущего, – отметил губернатор.
Валовой региональный продукт увеличился с 550 млрд рублей в 2020 году до почти 835 млрд рублей в 2024-м. Прирост составил 51,4%. Как отметил Александр Цыбульский, «это результат, которым мы по праву можем гордиться».
Опорой экономики области остаются машиностроительный и лесопромышленный комплексы – на их долю приходится более 70% промышленного производства региона. Существенный вклад также вносят транспортно-логистическая сфера и строительная отрасль. Даже в условиях санкционного давления обрабатывающий сектор за пять лет прибавил свыше 5%. Этот рост обеспечили прежде всего предприятия машиностроения и целлюлозно-бумажной промышленности.
Ключевыми направлениями машиностроения традиционно остаются судостроение и судоремонт. В отрасли представлены как крупные государственные предприятия, выполняющие стратегический оборонный заказ, так и частные компании, специализирующиеся на гражданском судоремонте. За последние пять лет производственные показатели в судостроении выросли почти на 20%.
– У нас развита по-настоящему масштабная инфраструктура, которая позволяет выполнять задачи национального уровня. Наши предприятия создают передовую военную технику: суперсовременные атомные подводные лодки и боевые корабли для Военно-Морского Флота России, уникальное движительно-рулевое оборудование, – подчеркнул губернатор.
Только за последние пять лет Военно-Морской Флот России получил девять атомных субмарин, построенных на Севмаше. В 2024 году 30-тысячный коллектив Северного машиностроительного предприятия Указом Президента Российской Федерации был удостоен почётного знака «За успехи в труде». Генеральный директор предприятия Михаил Будниченко получил звание Героя Труда Российской Федерации.
Даже в условиях объективных трудностей предприятия продолжают двигаться вперёд – не только сохраняя темпы, но и реализуя программы по модернизации. Севмаш строит передаточный плавучий док грузоподъёмностью 25000 тонн, «Звездочка» осуществляет техническое перевооружение наливной док-камеры, «Красная Кузница» выполняет строительство нового плавучего дока на 5000 тонн, а «Арктика» возводит новый цех для сложных электромонтажных и ремонтных работ.
– Все эти проекты – вклад в устранение дефицита доковых мощностей и в надёжное, своевременное выполнение оборонного заказа. И это ещё один пример того, как региональная промышленность служит интересам всей страны, – подчеркнул губернатор.
Гражданский судоремонт демонстрирует устойчивый рост: с 2020 года объём производства в отрасли удвоился, выручка и заработная плата сотрудников выросли в два раза, налоговые поступления – почти в три, а география заказов значительно расширилась. Количество ремонтируемых судов увеличилось почти вдвое: с 180 в 2020 году до 350 в 2024 году.
– Закрытие зарубежных портов стало вызовом, но одновременно открыло новые возможности. Мы не просто их использовали – мы начали формировать собственную промышленную базу, – отметил Александр Цыбульский.
Частные компании активно инвестируют в развитие. Архангельская РЭБ флота реализует масштабный проект: капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Слип Г-300», модернизацию станков и оборудования, укрепление береговой линии, обновление дорожной сети. За пять лет предприятие удвоило объёмы производства, увеличило выручку в 3,5 раза, численность персонала – в 2,2 раза, налоговые отчисления – почти в четыре.
Региональные предприятия активно диверсифицируются. Завод «Красная Кузница» впервые за 30 лет строит пассажирские суда ледового класса для обеспечения транспортной доступности.
Резидент Арктической зоны РФ – Архангельское судоремонтное предприятие – начал реализацию проекта судоремонтного комплекса с морскими причалами, судоподъёмными и технологическими мощностями. Планируемая загрузка – 100 судов в год с полным объёмом заводского ремонта.
Расширяются и существующие компании. Северное морское пароходство инициировало проект организации полного цикла судоремонта с приобретением собственного плавучего дока грузоподъёмностью 12 тыс. тонн. Сегодня подобные работы в регионе выполняет только «Красная Кузница». Проект снизит дефицит судоподъёмных мощностей в Арктической зоне, усилит судоходство на трассе Севморпути и повысит конкурентоспособность Архангельского транспортного узла.