За последние пять лет Архангельская область реализовала масштабные проекты по развитию всех видов транспорта. Об этом рассказал губернатор Александр Цыбульский, выступая перед депутатами Архангельского областного Собрания.
Автомобильный транспорт остаётся основой пассажирских перевозок. Сегодня в регионе работают около 800 автобусов, ежедневно обеспечивая жителям доступ к образованию, медицине и другим социально значимым услугам. В районах определены 96 межмуниципальных маршрутов, включая два новых направления, связывающих Северодвинск с труднодоступными районами.
Особое внимание уделено обновлению автопарка.
– Средний возраст автобусов в области удалось снизить с 6,5 до 4,9 лет, а в Архангельской агломерации он составляет менее трёх лет, – сообщил Александр Цыбульский. – Этого результата нам удалось достичь за счет вложений более 1,3 миллиарда рублей частных инвестиций и эффективного использования механизмов федеральной поддержки.
В агломерации заменены 455 автобусов, а за счёт казначейского кредита в 490 млн рублей закуплены 64 новых автобуса для семи муниципалитетов.
Региональная авиация также получила импульс развития. Пассажиропоток на местных авиалиниях вырос с 20 тысяч до 30 тысяч человек в год. Второй Архангельский авиаотряд выполняет рейсы на 28 социально значимых маршрутах. Впервые за 7 лет закуплен новый вертолёт, в 2025 году регион направит заявку на приобретение на льготных условиях ещё одного вертолёта Ми-8 МТВ-1.
Проведена масштабная модернизация объектов: реконструированы полосы в Котласе и Вельске, обновлены перрон и аэровокзал в Васьково, посадочная площадка на Соловках преобразована в полноценный аэродром. Главным событием стала реконструкция международного аэропорта Архангельск – первая за 42 года.
– Аэропорт Архангельск с 2021 года стал аэропортом-миллионником и держит эту планку, постепенно наращивая результаты, – сообщил губернатор.
Водный транспорт перевёз за пять лет 4,3 млн пассажиров, показав прирост на 19%. Организованы регулярные перевозки по 25 маршрутам. Впервые за 30 лет в регионе начато строительство судов ледового класса.
– Мы приняли решение строить их на базе завода «Красная Кузница». И это было правильным решением: первые два судна уже проходят ходовые испытания и выйдут в рейсы в эту навигацию, – отметил Александр Цыбульский.
Железнодорожный транспорт также претерпел серьёзные изменения. Введены современные рельсовые автобусы РА-3, повышающие комфорт перевозок. За пять лет в регион поступили 7 составов (18 вагонов) РА-3 и 33 вагона локомотивной тяги. Средний возраст подвижного состава сократился с 22 лет до 4,5 лет.
Запущены новые железнодорожные поезда из Архангельска в Северодвинск, Сию, Онегу и Карпогоры. На поддержку пригородных перевозок направлено 2,4 млрд рублей, объём ежегодной субсидии вырос с 400 до 600 млн рублей.
Популярным стал экспресс Архангельск – Москва, запущенный в 2023 году. Время в пути сокращено с 22 до 17 часов, всего 7 остановок. Также завершена реконструкция железнодорожного моста в Архангельске: время подъёма сократилось до 30 минут, ежегодно он пропускает более 300 судов.
– Подводя итоги, можно с уверенностью сказать: нам удалось значительно увеличить протяжённость автодорог в нормативном состоянии, модернизировать аэропортовую инфраструктуру и повысить качество пассажирских перевозок. И будем продолжать двигаться вперёд, – подчеркнул Александр Цыбульский.