Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский и председатель совета Центросоюза РФ Дмитрий Зубов приняли участие в пленарном заседании системы потребительской кооперации на тему «Международная кооперация для развития экономики», которое прошло в рамках форума «Сильные традиции – новые возможности».
В своем вступительном слове Дмитрий Зубов отметил, что потребительская кооперация уделяет особое внимание подготовке молодых кадров, которые готовы решать задачи по выходу на международные рынки.
– Цель нашего форума – показать, что мы можем сами и что мы можем сделать, если у нас будет серьезная государственная поддержка, – сказал Дмитрий Зубов. – Мы сегодня показали, что кооперация жива и развивается, но самая главная задача, которую мы всегда для себя ставим, – подготовить тех, кто придет нам на смену. И главная тема форума – это молодежь.
Председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Международная кооперация и экспорт» Александр Цыбульский отметил, что сегодня Россия делает ставку на развитие экспорта, и значительная роль в этом процессе может принадлежать системе кооперации.
– Я всегда относился к кооперации с большим уважением, но все равно я видел в этой системе скорее социальную функцию, которая должна выполняться в тех местах, где невыгодно работать бизнесу. И это абсолютно неправильно, потому что сегодня кооперация способна играть совершенно другую роль, – отметил Александр Цыбульский. – Сегодня система потребительской кооперации может распространяться на любую отрасль: начиная от сельского хозяйства и торговли и заканчивая высокотехнологичными производствами, которые тоже могут основываться на этих принципах. Более того, сегодня потребкооперация – это не имеющая аналогов международная сеть. 110 стран входят в альянс движения, причем большинство из этих стран – активно развивающиеся рынки, которые точно входят в спектр интересов наших экспортеров.
Особенно важно использовать возможности кооперации в условиях растущего мирового спроса на экологически чистую продукцию. Через кооперативы продукция тысяч небольших производителей из российской глубинки может попасть на зарубежные рынки.
– Наша задача – дать возможность нашим экспортерам, в первую очередь малым предприятиям, без препятствий выходить на внешние рынки. И нам необходимо выстроить эту систему. В самое ближайшее время одно из заседаний комиссии Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт» посвятим теме международной кооперации. Думаю, что перспективы, которые перед нами откроются, мы пока даже до конца не можем для себя спрогнозировать. Но это абсолютно точно возможность для вовлечения большого количества населения, в первую очередь сельского, в реальную экономическую деятельность, – подчеркнул Александр Цыбульский.
Огромный потенциал открывается и в сфере пищевых лесных ресурсов – грибов, ягод, орехов, дикорастущих растений. При биологических запасах в 11,5 млн тонн сегодня используется меньше одного процента. И именно кооперативы способны стать тем «проводником», который позволит вывести эту продукцию на рынки Азии и Ближнего Востока, где интерес к экотоварам стремительно растет.
Развитие экспорта органической продукции также является стратегической задачей. К 2030 году объем российского рынка органики должен вырасти в несколько раз, а экспорт увеличиться почти в восемь раз. Для этого необходимо формировать инфраструктуру, поддерживать производителей, обеспечивать продвижение продукции под национальным брендом «Сделано в России». И здесь кооперативные структуры могут и должны активно участвовать в продвижении российских товаров за рубеж.
Для Архангельской области кооперация – это важный элемент повседневной жизни и экономики. Она обеспечивает продовольственную безопасность, доступность товаров в самых отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, сохраняет рабочие места и социальную стабильность. В 2024 году совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации региона составил более 5,3 млрд рублей, и эта система охватывает 18 муниципальных округов.
Но очевидно, что для дальнейшего развития необходима модернизация. Нужно обновить торговые точки, заменив устаревшие здания на современные модульные магазины, постоянно расширять ассортимент выпускаемой продукции, внедрять новые технологии переработки. Особое внимание важно уделять развитию развозной торговли в отдаленных населенных пунктах.
Комплекс этих мер позволит увеличить доступность товаров первой необходимости, снизить цены, повысить конкурентоспособность кооперативной продукции, а значит – улучшить качество жизни.